Аукционы повышают цену древесины до рационального уровня

Сводные результаты всех наших усилий в части организации управления, бюджетирования и реформирования отрасли наглядно показывают итоги первых семи месяцев текущего года. Главный из них в том, что лесное хозяйство продолжает обеспечивать устойчивое предложение лесных ресурсов для реального сектора экономики, населения и экспорта.

Напомню, что объем заготовок древесины за счет рубок всех видов пользования в целом по стране достиг в прошлом году 180 млн. м3, в том числе в лесах, находящихся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, – 160 млн. м3. Расчетная лесосека, то есть потенциальный объем предложения лесного ресурса, увеличилась до 519 млн. м3. Все эти показатели будут наверняка превышены в текущем году.

Среди предварительных итогов года можно отметить увеличение лесного дохода на 10,6%. Также продолжала развиваться система лесных аукционов. При этом аукционная цена одного кубометра обезличенной древесины превысила 96 руб., приближаясь тем самым к экономически рациональному уровню.

В этих цифрах отразились не только улучшения в работе по установлению ставок лесных податей и администрированию платежей за пользование лесным фондом, но и общее повышение эффективности лесопользования. Отмечу, что установление ставок производится на основе объективных лесохозяйственных и транспортно-географических данных, а также конъюнктуры рынка. К настоящему времени соответствующая нормативно-методическая работа выполнена; в разумных пределах увеличены ставки на куб древесины по всем регионам России. Полагаю, что такое увеличение является разумным компромиссом между интересами государства и бизнеса.

Разумеется, все это только начало большой работы, которую еще предстоит проделать, ведь достигнутая у нас доходность с гектара лесного фонда намного ниже, чем у наших зарубежных коллег по лесному цеху.

Основной путь к решению этой задачи определен лесным законодательством и упомянутой концепцией развития лесного хозяйства. Он сводится к использованию долгосрочной аренды в качестве основного механизма лесопользования. При этом доступ к лесным ресурсам лежит через открытый аукцион или конкурс, причем преимущества будут иметь лесопользователи, имеющие собственную переработку, долгосрочные инвестиционные проекты, ответственное отношение к воспроизводству и защите лесов. Законодательство уже предусматривает возможность передачи таким лесопользователям ответственности за ведение лесного хозяйства.

Аренда участков лесного фонда уже стала основной формой лесопользования. К началу второго полугодия текущего года площадь арендованных участков для заготовки древесины возросла до 90 млн. га с объемом отпуска древесины 129 млн. м3, что превышает объемы соответствующего периода 2004 года на 9,4 млн. м3.

В то же время нельзя не отметить, что основную массу арендаторов все еще составляют мелкие, маломощные предприятия, неспособные выполнять обязанности долгосрочного арендатора или – тем более – заниматься ведением лесного хозяйства. Ведь в российской ЛПК оперируют свыше 20 тысяч предприятий, половина из которых являются самостоятельными экспортерами!

По самому оптимистическому счету только сотни из них – самые крупные – способны перестраивать морально и физически устаревшую производственною базу, осваивать эффективные технологии глубокой переработки древесины. Самые перспективные среди них – вертикально интегрированные структуры ЛПК.

Кроме того, значительная доля лесопользования остается в зоне архаичного и неэффективного административного распределения лесных ресурсов.

В качестве мер по дальнейшему развитию перспективных форм лесопользования мы в полной мере используем новые правовые возможности: пересмотр арендных договоров, предквалификация арендаторов, конкурсный отбор лесопользователей и аукционное установление лесных платежей. Кроме того, заработала новая организационная структура – это центральная и региональные экспертные лесосырьевые комиссии. Их основные функции: рассмотрение и утверждение территориальных программ проведения лесных конкурсов, решение вопросов отвода лесосек под рубки главного и промежуточного пользования.

С текущего года мы приняли в качестве критерия оценки уровня лесопользования увеличение удельного веса аренды и аукционов с одновременным снижением доли административного распределения лесных ресурсов.