Лесное хозяйство становится привлекательным для инвесторов

Профессиональный праздник – это всегда подходящий повод для того, чтобы подвести некоторые итоги и уточнить планы на будущее.

Говоря об итогах, мы обязаны констатировать: в лесном комплексе сохраняется множество нерешенных проблем и трудностей. Они связаны, во-первых, с накопленной за многие годы организационно-технологической отсталостью по всей цепочке – от лесохозяйственных работ до работ по заготовке и переработке древесины. Во-вторых – с недореформированностью отрасли.

В то же время можно утверждать, что по всем направлениям работы лесного комплекса уже сегодня есть серьезные заделы и точки роста, которые позволяют нам строить обоснованные стратегические планы развития отрасли и повышения уровня использования лесных ресурсов.

Пожалуй, главный сдвиг заключается в том, что лесное хозяйство становится отраслью, привлекательной для инвестирования. Тому есть веские причины.

Сформирована понятная и долгосрочная регулятивная среда. Ее контуры закреплены в последнее время в дополнениях и изменениях к Лесному кодексу и к ряду федеральных законов, в нормативных актах, касающихся вопросов ценового и таможенного регулирования.

Внесены коренные изменения в действующий порядок лесопользования, в систему управления и бюджетирования лесного хозяйства, а также в систему распределения полномочий и ответственности федерального центра и субъектов РФ. Лесовосстановление – а это самые главные работы в лесу – отнесено теперь к сфере ответственности федерального центра и, соответственно, напрямую финансируется из федерального бюджета. Кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства получило права и обязанности по установлению и администрированию лесных платежей, то есть организации финансовых отношений со всеми категориями лесопользователей.

В основном урегулированы отношения собственности на лесной фонд, предметы ведения и ответственности. Подтверждены приоритеты федеральной собственности; в то же время в ведение регионов были переданы леса ряда категорий.

Завершающим шагом по созданию новой регулятивной среды в лесном комплексе станет кодификация большей части уже наработанных новаций в новой редакции Лесного кодекса, ожидаемого к принятию в 2006 году.